Физика
Аннотация к рабочей программе по физике 7-9 класс ФГОС ООО
Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного общего образования Физика 7-9 классы. Авторы: А. В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е. М. Гутник» в соответствии с: требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы МКОО «Комсомольская СОШ». Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Рабочая программа по физике для 7-9 классов разработана в соответствии:
- с Законом РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273 - ФЗ;
- с Приказом «Об утверждении Федеральных перечней учебников»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
- Основной образовательной программой основного общего образования;
Общая характеристика учебного предмета
Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздел «Физика и физические методы изучения природы». Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ. Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Цели и задачи курса:
Цели, на достижение которых направлено изучение физики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в Федеральном государственном стандарте общего образования:
- повышение качества образования в соответствии с требованиями социально-экономического и информационного развития общества и основными направлениями развития образования на современном этапе;
- усвоение обучающимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
- формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картинемира;
- формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
- развитие познавательных интересов и творческих способностей обучающихся и приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; оценка погрешностей любых измерений;
- систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
- формирование готовности современного выпускника основной школы к активной учебной деятельности в информационно-образовательной среде общества, использованию методов познания в практической деятельности, к расширению и углублениюфизических знаний и выбора физики как профильного предмета для продолжения образования;
- организация экологического мышления и ценностного отношения к природе, осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
- понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду;
- осознание возможных причин техногенных и
Достижение целей рабочей программы по физике обеспечивается решением следующих задач:
- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
- организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности;
- формирование позитивной мотивации обучающихся к учебной деятельности;
- обеспечение условий, учитывающих индивидуально-личностные особенности обучающихся;
- совершенствование взаимодействия учебных дисциплин на основе интеграции;
- внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий, формирующих ключевые компетенции;
- развитие дифференциации обучения;
- знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и
экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
- овладение обучающимися общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательного учреждения в рамках основного общего образования в 2018-2019г программа предполагает преподавание учебного предмета «Физика» в 7 классе - 2часа.
Преподавание учебного предмета «Физика» в 8 классе – из расчета 2ч в неделю, продолжается использование знаний о молекулах при изучении тепловых явлений. Сведения по электронной теории вводятся в разделе «Электрические явления». Далее изучаются электромагнитные и световые явления.
Преподавание учебного предмета «Физика» 9 класса -2часа в неделю осуществляется в соответствии с требованиями стандартов первого поколения (ФК ГОС), расширяет и систематизирует знания по физике, полученные учащимися в 7 и 8 классах, поднимая их на уровень законов.
Аннотация к рабочей программе по физике ФГОС СОО
10-11 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 10-11 классов
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования, на основе Примерной
программы по физике для средней школы, Программы по физике для 10-11
классов к предметной линии учебников Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева и др.
Физика, Учебного плана МБОУ СОШ №1 на 2019-2020 учебный год.
Обоснование выбора программы
Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Я. Мякишева и др.10-11
классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / сост. Н. С. Шлык –
М.: ВАКО, 2018. Данный учебный комплекс рекомендован Министерством
просвещения Российской Федерации и входит в федеральный перечень
учебников.
Важной отличительной особенностью данной программы является
соответствие основным положениям системно-деятельностного подхода в
обучении с учетом ФГОС СОО, ее направленность на усвоение теоретических
знаний и решение теоретических и экспериментальных задач, формирование
навыков метапредметных и личностных результатов через универсальные
учебные действия.
При выборе УМК предметной линии учебников Г.Я. Мякишева учитывалась
специфика контингента обучающихся, соответствие УМК возрастным и
психологическим особенностям учащихся данной школы, соответствие
программы ФГОС СОО, завершенность учебной линии, подход в
структурировании учебного материала: от частного к общему, доступность и
системность изложения теоретического материала.
Актуальность
В системе школьного образования учебный предмет «Физика» занимает
особое место. Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе
мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии
и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания,
позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Курс физики направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих
реализацию когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к
обучению физике:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах,
лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее
важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние
на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять
эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять
полученные знания по физике для объяснения разнообразных
физических явлений и свойств веществ; практического использования
физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной
информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с
использованием различных источников информации и современных
информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы;
использования достижений физики на благо развития человеческой
цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного
выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при
обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к
морально-этической оценке использования научных достижений,
чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения
практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности
собственной жизни, рационального природопользования и охраны
окружающей среды.
Задачи обучения:
—развитие мышления учащихся, формирование у них умений
самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять
физические явления;
— овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах,
понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной
научной картине мира; о широких возможностях применения физических
законов в технике и технологии;
— усвоение школьниками идей единства строения материи и
неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в
познании, диалектического, характера физических явлений и законов;
— формирование познавательного интереса к физике и технике,
развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка
к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Место учебного предмета «Физика» в учебном плане
На изучение предмета отводится на уровне среднего образования –138
учебных часов. В том числе: в 10 классе – 70 часов (2 часа в неделю), в 11 классе
– 68 часов (2 часа в неделю).
Учебники, реализующие рабочую программу в 10-11 классах:
1. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. Физика-10.:
учебник для общеобразовательных учреждений / под ред.
Н.А.Парфентьевой.- 22-е издание – М.: Просвещение, 2013
– 366с. (№ из Федерального перечня учебников 1.3.5.1.7.1.,
приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. №253)
2. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М.Чаругин. Физика-11. М.:
Просвещение, 2010: учебник для общеобразовательных
учреждений / под ред. Н.А.Парфентьевой.- 19-е издание –
М.: Просвещение, 2010 – 399с. (№ из Федерального перечня
учебников 1.3.5.1.7.2., приказ Минобрнауки РФ от
31.03.2014 г. №253)
Виды и формы контроля:
промежуточный (в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ
и физических диктантов),
текущий;
итоговый (итоговая контрольная работа).
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система,
фронтальный опрос, парная, групповая и индивидуальная работа, лекция с
элементами беседы, уроки - практикумы, самостоятельная работа, беседы,
Технологии: развивающего обучения, дифференцированного обучения,
информационно-коммуникативные, здоровьесбережения, системнодеятельностный подход, технология групповой работы, технология проблемного
обучения, игровые технологии.
Программа построена с учетом принципов системности, научности,
доступности, преемственности и перспективности между различными
разделами курса. В 10 и 11 классах происходит изучение разделов: механика,
молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, колебания и
волны, оптика.
Планируемые результаты образования
Личностные результаты:
воспитание Российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества,
сформированность познавательных интересов на основе развития
интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
формирование ценностного отношения к культурному наследию
России.
положительное отношение к российской физической науке;
готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории;
умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметные результаты:
использование умений различных видов познавательной деятельности
(наблюдение, эксперимент, работа с книгой, решение проблем,
знаково-символическое оперирование информацией и др.);
применение основных методов познания (системно-информационный
анализ, моделирование, экспериментирование и др.) для изучения
различных сторон окружающей действительности;
владение интеллектуальными операциями — формулирование гипотез,
анализ, синтез, оценка, сравнение, обобщение, систематизация,
классификация, выявление причинно-следственных связей, поиск
аналогии — в межпредметном и метапредметном контекстах;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их
реализации (проявление инновационной активности);
умение определять цели, задачи деятельности, находить и выбирать
средства достижения цели, реализовывать их и проводить коррекцию
деятельности по реализации цели;
использование различных источников для получения физической
информации;
умение выстраивать эффективную коммуникацию.
Предметные результаты:
давать определения изученных понятий;
объяснять основные положения изученных теорий;
описывать и интерпретировать демонстрационные и самостоятельно
проведенные эксперименты, используя естественный (родной) и
символьный языки физики;
самостоятельно планировать и проводить физический эксперимент,
соблюдая правила безопасной работы с лабораторным оборудованием;
исследовать физические объекты, явления, процессы;
самостоятельно классифицировать изученные объекты, явления и
процессы, выбирая основания классификации;
обобщать знания и делать обоснованные выводы;
структурировать учебную информацию, представляя результат в
различных формах (таблица, схема и др.);
критически оценивать физическую информацию, полученную из
различных источников, оценивать ее достоверность;
объяснять принципы действия машин, приборов и технических
устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в
повседневной жизни, владеть способами обеспечения безопасности при
их использовании, оказания первой помощи при травмах, связанных с
лабораторным оборудованием и бытовыми техническими
устройствами;
самостоятельно конструировать новое для себя физическое знание,
опираясь на методологию физики как исследовательской науки и
используя различные информационные источники;
применять приобретенные знания и умения при изучении физики для
решения практических задач, встречающихся как в учебной практике,
так и в повседневной человеческой жизни;
анализировать, оценивать и прогнозировать последствия для
окружающей среды бытовой и производственной деятельности
человека, связанной с использованием техники.