Геометрия
Аннотация
к рабочей программе
по
геометрии 7-9 класс.
Рабочая
программа составлена для учащихся 7-9 классов МБОУ «Карломарксовская СОШ» на
основе
·
федерального государственного образовательного стандарта
общего образования 2004г,
·
программы
по геометрии (для 7-9 классов) А.В.Погорелова, опубликованной в учебном
издании: «Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. /
Сост. Т.А. Бурмистрова.: М. Просвещение. 2011г;
·
федерального
перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской
Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных
учреждениях на 2018-2019 учебный год,
·
примерного
тематического планирования учебного материала А.В.Погорелова,
·
методических
рекомендаций по преподаванию геометрии в общеобразовательных учреждениях в
связи с переходом на ФБУП 2004г.
·
с
учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с
содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего
образования
Состав УМК:
·
Погорелов А. В. Геометрия: Учебник для 7—9 классов
общеобразовательных учреждений.
·
Геометрия. Сборник рабочих программ. 7—9 классы: пособие для
учителей общеобразовательных учреждений (составитель Т. А. Бурмистрова).
·
Дудницын Ю. П. Геометрия: рабочая тетрадь: 7 кл.
·
Гусев В. А., Медяник А. И. Геометрия: дидактические
материалы: 7 класс.
·
Дудницын Ю. П., Кронгауз В. Л. Контрольные работы по геометрии для
7—9 классов: книга для учителя.
·
Мищенко Т. М. Геометрия: тематические тесты: 7 класс.
·
Жохов В. И., Карташёва Г. Д., Крайнева Л. Б. Геометрия, Поурочные
разработки. 7—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений
Пояснительная
записка
Рабочая программа по учебному предмету «Геометрия»
на уровень основного общего образования составлена:
· в
соответствии с требованиями федерального
компонента государственного образовательного стандарта основного общего
образования по математике;
·
на основе «Программы
общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. /составитель Т. А.
Бурмистрова/ -М.: «Просвещение»,
·
с учётом рекомендаций инструктивно-методических
писем департамента образования Белгородской области, ОГАОУ ДПО «Белгородский
институт развития образования» о преподавании предмета «Математика» в
общеобразовательных организациях Белгородской области.
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения
конкретных знаний о пространстве и практически
значимых умений, формирования языка описания
объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической
культуры, для эстетического
воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического
мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса
учащиеся получают возможность развить пространственные представления и
изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии,
познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.
Цели
Изучение геометрии в 7-9 классах направлено на
достижение следующих целей:
Ø
Продолжить
овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в
практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
Ø
Продолжить
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку
для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли,
критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической
культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.
Ø
Формирование
представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и
техники, средства моделирования явлений и процессов.
Ø
Воспитание
культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры,
понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
В ходе преподавания геометрии в 7-9 классах, работы
над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует
обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера,
разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
Ø
планирования
и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и
конструирования новых алгоритмов;
Ø
овладевали
приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и
решении задач;
Ø
целенаправленно
обращались к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять
геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях
действительности, использовали язык геометрии для их описания, приобретали опыт
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов,
обобщения, постановки и формулирования новых задач;
Ø
ясного,
точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи;
проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их
обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации,
использования разнообразных информационных источников, включая учебную и
справочную литературу, современные информационные технологии.
Для
реализации рабочей программы используются следующие учебно-методические комплекты:
- Погорелов А.В. Геометрия. Учебник для
7-9 классов/ А.В. Погорелов - М.: Просвещение, 2008г.
- Дурницыи Ю.П. Геометрия. Рабочая
тетрадь 9 кл. / Ю.П. Дурницыи - М.:
Просвещение,
- Гусев В.А. Дидактические материалы по
геометрии 9 кл. / В.А.Гусев, А.М.Медяник. -
М.: Просвещение,2008 г.
Рабочая программа для 7-9 классов ориентирована на
базовый уровень изучения предмета «Геометрия».
Авторская программа на изучение курса «Геометрия»
рассчитана на 186 учебных часов в год за три года обучения: в 7 классе 50 часов
в год (2 часа в неделю со II
четверти); в 8 классе 68 часов в год (2 часа в неделю), в 9 классе 68 часов в
год (2 часа в неделю).
Согласно учебному плану
школы, в рабочей программе на изучение курса «Геометрия» в 7-9 классах предусмотрено 186
учебных часов в год (34 учебные недели).
В 7 классе отводится 50 часов в год из расчета 2
часа в неделю во II,
III
и IV
четвертях, в том числе контрольных работ – 5.
В 8 классе
отводится 68 часов в год из расчета 2 часа в неделю, в том числе контрольных
работ – 5.
В 9 классе
отводится 68 часов в год из расчета 2 ч в неделю, в том числе контрольных работ
– 4.
Формы организации учебного процесса
Основной формой обучения является
урок. Все уроки можно разделить на три группы: урок ознакомления, урок
закрепления и урок проверки знаний, умений и навыков. На уроке ознакомления с
новым материала можно использовать такие формы организации учебной работы:
лекция, беседа, традиционный урок. Урок закрепления может включать такие формы
как: семинар, практикум, консультация, конференция, урок ключевых задач, работа
в парах постоянного и смешенного состава. На уроках проверки знаний возможна
организация самостоятельной работы, урока - зачёта, контрольной работы,
викторины, игры и т.д. Выбор форм зависит и от темы урока, и от уровня
подготовленности учащихся, и от объема изучаемого материала, его новизны,
трудности.
Текущий контроль знаний осуществляется с помощью
проведения небольших самостоятельных работ по карточкам либо в начале урока,
либо после фронтальной работы по отработке умений и навыков, при проверке
домашних заданий, устного опроса по текущему материалу.
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В
результате изучения ученик должен
знать/понимать:
·
существо
понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
·
каким
образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры
геометрических объектов и утверждения о них, важных для практики;
уметь:
·
пользоваться
геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
·
распознавать
геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
·
изображать
геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования
фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные
фигуры, изображать их;
·
распознавать
на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела,
изображать их;
·
в
простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
·
проводить
операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между
векторами;
·
вычислять
значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе
углов от 00 до 1800 определять значения
тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения
тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и
площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных
геометрических фигур и фигур, составленных из них;
·
решать
геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между
ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический
аппарат, соображения симметрии;
·
проводить
доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы,
обнаруживая возможности для их использования;
·
решать
простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
·
описания
реальных ситуаций на языке геометрии;
·
расчетов,
включающих простейшие тригонометрические формулы;
·
решения
геометрических задач с использованием тригонометрии;
·
решения
практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя
при необходимости справочники и технические средства);
·
построений
геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).