План повышения профессионального мастерства

МБОУ «Кищинская СОШ имени Г. Сулейманова»

План (программа)
по повышению уровня профессионального мастерства педагогических
работников

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №40»

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка……………………………..

2.

Организационное и функциональное обеспечение 5
«Программы» …………………………….…………..

3.

Содержание и средства реализации «Программы»

6

4.

Создание модели личности современного педагога

7

5.

Виды повышения квалификации ..…………………

9

6.

План мероприятий по реализации «Программы»

10

7.

Направления и содержание деятельности в рамках 13
«Программы» ..……………………………………..

8.

Ожидаемые
результаты
реализации 17
«Программы»………………………………………….

3

1

1. Пояснительная записка
«План повышения профессионального уровня педагогических
работников МБОУ «Кищинская СОШ имени Г.Сулейманова»» составлена на
основе государственной программы Российской Федерации «Развитие
образования на 2013 - 2020 годы», «Федеральной целевой программы
развития образования на 2011 - 2015 годы», «Комплексной программы
повышения профессионального уровня педагогических работников
общеобразовательных организаций» от 28.05.2014 №3241п-П8.
Мероприятия настоящей программы направлены на повышение
профессионального уровня педагогических работников общеобразовательной
организации, в том числе на овладение ими современными
образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания.
Повышение эффективности общего образования, а также его
конкурентоспособности напрямую зависит от профессионального уровня
педагогических работников. Профессионализм работы педагога обеспечивает
формирование качественно новой системы общего образования, является
одним из ключевых условий развития детей, их успешной социализации.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» определил долгосрочные цели развития
образовательных организаций и дошкольных образовательных организаций:
переход на системно-деятельностный (компетентностный) подход, введение
к 2022 году федеральных государственных образовательных стандартов всех
уровней общего образования, введение целого спектра новых нормативноправовых и финансово-экономических регуляторов.
Обновленные цели системы российского общего образования
повышают традиционные и создают новые требования к качеству
педагогических работников, к уровню профессиональной педагогической
деятельности в целом. При сохранении лучших традиций подготовки
российских учителей и воспитателей необходимо развивать их новые
профессиональные качества в соответствии со стандартом профессиональной
деятельности в области обучения, воспитания и развития.
Утвержденный профессиональный стандарт педагога – сложный
регулятор
большого
числа
вопросов
педагогической
работы:
трудоустройства педагога, определения его должностных обязанностей,
аттестации, оценки труда, оплаты труда.
Профессиональный
стандарт
педагога
должен
стать
системообразующим механизмом, который повысит качество работы
педагогов в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов, создаст объективные требования к трудовым
действиям, знаниям и умениям, необходимому уровню профессионального
образования. Профессиональный стандарт определит объем и направление
подготовки, переподготовки или повышения квалификации, позволит
объективно связать уровень профессионализма педагога, его должностные
2

обязанности и условия оплаты труда с результатами профессиональной
деятельности (эффективный контракт).
Обновление образования сегодня требует от педагогов знания
тенденций инновационных изменений в системе современного образования,
отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем
обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания
интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности;
владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования,
проектирования оптимальной авторской методической системы, развитых
дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений;
умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также
особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и
собственной педагогической деятельности в целом.
Цель программы: формирование нового качественного состояния
профессиональной компетентности педагога, его интеллектуальной культуры
и культуры саморазвития в условиях модернизации образования;
совершенствование системы повышения квалификации, повышение
престижа образовательного учреждения через рост профессиональной
квалификации педагогических работников.
Задачи:
 оказание помощи в развитии творческого потенциала
педагогических работников;
 удовлетворение
информационной,
учебно-методической,
образовательной потребностей педагогов;
 создание условий для организации и осуществления повышения
квалификации педагогических работников образовательного
учреждения;
 оказание научно-методической поддержки всем участникам
образовательного процесса;
 обеспечение подготовки педагогических работников к работе в
условиях модернизации образования, обновления его структуры и
содержания;
 повышение мотивации педагогов в росте профессионального
мастерства;
 совершенствование профессиональных компетенций педагогов,
необходимых для реализации ФГОС нового поколения;
прогрессивных педагогических технологий.

3

Этапы реализации программы
1. Организационный этап (2022 – 2023 г.). Создание и введение в
деятельность школы «Программы повышения профессионального уровня
педагогических работников».
2. Технологический (основной) этап (2023 - 2025 гг.). Отработка методов,
приемов, критериев, управленческих подходов в реализации «Программы
повышения профессионального уровня педагогических работников».
3. Рефлексивный (обобщающий) этап (2025-2027 гг.). Анализ реализации
целей, задач и результатов «Программы повышения профессионального
уровня педагогических работников». Определение перспектив дальнейшего
развития школы, соответствующих критериям оценки качества образования,
методологии обновления содержания, целей и структуры образования.
2.

Организационное и функциональное обеспечение программы

Функции директора школы в аспекте реализации программы: общее
руководство разработкой и реализацией программы, обеспечение реализации
программы, организация, координация, контроль.
Функции заместителя директора по УМР и методиста:
 определение приоритетных направлений работы,
 корректировка составляющих элементов программы,
 анализ и обобщение результатов реализации программы,
 регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с
реализацией программы,
 организация и проведение семинаров,
 внедрение новых эффективных способов работы с педагогическим
коллективом,
 осуществление взаимосвязи со структурами, участвующими в
реализации программы.
Функции научно-методического совета:
 подготовка методических рекомендаций для работы по программе,
 определение критериев эффективности реализации программы,
 разработка и обработка новых педагогических форм, способов и
методов работы по реализации программы.
Функции методических объединений, творческих групп:
 обобщение передового педагогического опыта учителей,
 диагностирование затруднений учителей и планирование работы по их
преодолению,
 организация системы работы с молодыми специалистами.
Функциональные обязанности педагогических работников:
4

 обобщение и систематизация материалов и результатов собственной
педагогической деятельности через анализ и самоанализ,
 повышение методической активности через выступления на
педагогических советах, семинарах, методических конференциях и
других мероприятиях с представлением опыта работы.
3. Содержание и средства реализации программы
Подготовка педагогических кадров, развитие профессиональной
культуры и компетенции педагогических работников школы:
 составление перспективного плана прогноза потребности в
педагогических кадрах и формирование на его основе заказа на
подготовку педагогических кадров,
 организация
постоянного
мониторинга
состояния
кадрового
обеспечения,
 расширение образовательного пространства и создание за счет этого
необходимых условий для включения педагогов школы в
образовательное пространство города, округа и т. д.,
 интенсификация подготовки специалистов с высшим педагогическим
образованием, специалистов с высшей, первой и второй категориями.







Совершенствование системы переподготовки и повышения
квалификации педагогических кадров:
организация научно-методического сопровождения развития кадрового
потенциала,
теоретическая
подготовка
педагогических
работников
к
инновационным преобразованиям в области образования,
развитие
системы
информационно-методической
поддержки
повышения квалификации, переподготовки педагогических кадров,
совершенствование форм методического сопровождения, адаптации и
становления молодых специалистов: курсы повышения квалификации,
консультации методистов и педагогов-наставников,
развитие конкурсного движения педагогов.

Обновление структуры и содержания методической службы с учетом
основных направлений модернизации системы образования:
 интеграция достижений педагогической науки и образовательной
практики в целях совершенствования учебно-воспитательного процесса
и повышения профессиональной компетентности педагогов,
 практико-ориентированная подготовка педагогических работников к
инновационным преобразованиям,
 содействие росту педагогического потенциала и творчества, поддержка
конкурсного движения педагогов,
5

 совершенствование форм методической работы с педагогическим
коллективом,
 распространение передового педагогического опыта и инновационной
практики,
 освоение современных педагогических и воспитательных технологий
(информационно-коммуникационных, исследовательских, проектных и
т. д.),
 овладение основами научного анализа собственного педагогического
труда учителями, классными руководителями, администрацией.
4.

Создание модели личности современного педагога

Необходимым условием профессионального роста учителей должно
стать овладение ими информационными технологиями на функциональном
уровне. Одна из задач повышения квалификации учителей школы –
освоение вопросов философии образования, механизмов реализации
национального проекта и второго этапа модернизации образования,
стандартов и критериев нового качества образования, сущности системнодеятельностного подхода в образовании.
Становление учителя в личностном и профессиональном плане связано
с формированием профессиональной позиции, ключевых педагогических
компетенций.
Основные пути профессионально-личностных достижений учителя в
научно-методической работе:
1) формирование индивидуального банка освоенных и применяемых
методических приемов, и педагогических технологий;
2) освоение роли учителя-предметника, классного руководителя,
воспитателя;
3) продуцирование индивидуальных форм образовательной поддержки
во взаимодействии с учениками;
4) системная самообразовательная работа через личностную
целостность, рефлексивное прогнозирование, креативность, творчество.
В профессиограмме педагогов школы следующие составляющие:
Функции
(профессиональн
ые действия)
педагога
Образовательна
я

Результаты
труда
педагога
достижение
высоких
результатов в
обучении
обучающихся,
соответствующих

Профессиональ
Индивидуальноно важные
личностные
качества
характеристики
педагога
педагога
компетентный
компетентность,
профессионал,
ответственность,
непосредственн коммуникабельно
ый организатор
сть
учебноцелеустремленнос
воспитательного
ть
6

новым стандартам
и критериям
качества
образования

Воспитательная

Развивающая

успешная
социализация
личности
учащихся

формирование
конкурентоспособн
ой личности

процесса

умелый,
внимательный
наставник и
помощник в
развитии
позитивной
активности
личности
субъект
формирования
культуры и
жизненных
стратегий
личности
учащихся

толерантность,
психологическая
близость к
учащимся,
способность к
нестандартным
действиям
способность к
рефлексивной
деятельности,
устойчивая
направленность
на
самореализацию

В соответствии с концептуальной основой программы модель
преподавателя школы – творческая, профессионально компетентная
личность, осознающая смысл и цели образовательной деятельности,
умеющая составлять целостную образовательную программу, наделённая
способностью видеть индивидуальные качества и способности учеников,
способная к личностному творческому росту.
В совершенстве каждый учитель должен обладать профессиональными
потребностями в образовании, направленными на развитие творческой
личности:
профессиональные знания, овладение способами научного
творчества, педагогического исследования, диагностической деятельности и
эксперимента;
собственная
концепция
профессионального
и
личностного
саморазвития;
способность к непрерывному образованию;
профессиональная ориентация на реализацию актуальных и
перспективных, ожидаемых
и прогнозируемых образовательных
потребностей;
педагогическое мышление и рефлексия;
педагогическое целеполагание;
психолого-педагогическая культура.
Деятельность учителя заключается в непрерывном процессе
обновления содержания образования, направленном на повышение качества
образования.
7

Личностные качества современного учителя:
o социальный оптимизм;
o позитивная «Я – концепция»;
o мотивация к педагогической деятельности;
o ценностные ориентации, ценностное самоопределение
педагога;
o адекватная самооценка;
o социальная толерантность;
o эмоциональная устойчивость.
5.

Виды повышения квалификации в МБОУ «Кищинская СОШ
имени Г.Сулейманова»

Профессиональное развитие педагогического персонала предполагает
целенаправленное и систематической воздействие на работника в течение
всей его трудовой деятельности в данной организации, ориентированное на
максимальное использование его потенциальных возможностей.
Виды повышения квалификации

Система внешнего
профессионального
обучения

Система
профессионального
обучения внутри
учреждения

Индивидуальная
программа
самообразования

Система внешнего профессионального обучения включает очное,
очно-заочное, дистанционное обучение по каталогу образовательных модулей
(программ) планового повышения квалификации работников образования
Система профессионального обучения внутри образовательного
учреждения включает участие педагогов школы в проведении
педагогических советов, заседаний НМС и предметных МО, работу в
творческих группах, осуществление тьюторского обучения на тематических
семинарах и круглых столах, проведение мастер-классов, работу «Школы
молодого специалиста», осуществление подготовки и участия в конкурсах
педагогического мастерства различного уровня.
Индивидуальная программа самообразования педагога включает
очное очно-заочное и дистанционное обучение на вебинарах, среди которых:
 вебинары издательства «Просвещение»,
 вебинары издательства «Дрофа»,
 вебинары издательства «Вентана-Граф».
8

Индивидуальная программа самообразования педагога включает в себя
также очное, очно-заочное и дистанционное участие педагогов школы в
обучающих конференциях и семинарах современной образовательной
тематики, связанной, прежде всего в введение ФГОС НОО и ООО.
6. План мероприятий по реализации
«Программы повышения профессионального уровня педагогических
работников МБОУ «Кищинская СОШ имени Г.Сулейманова» на
период 2022-2026 годы»
№

Этапы

I. Организационный этап
Создание
и
введение
в
деятельность школы «Программы
1.
повышения
квалификации
профессионального
уровня
педагогических работников»
Выявление
уровня
профессиональной
компетентности и методической
подготовки
учителей
через
диагностику и проектирование
индивидуальной
методической
работы
(диагностика
2. потребностей
педагогических
кадров в повышении своей
квалификации,
оценка
профессиональных затруднений
учителей,
создание
индивидуального
образовательного
маршрута
педагога).
Повышение
квалификации
и
переподготовка кадров – обучение
по каталогу образовательных
3.
модулей планового повышения
квалификации
работников
образования
4.

Сроки

20222023 гг.

Ответственные

Заместитель
УМР

директора

по

Заместитель директора по
УМР
Ежегодно Методист
Руководители методических
объединений

Ежегодно

Развитие и совершенствование
сложившейся
модели
2022методической службы школы,
2024 гг.
направленной
на
повышение
педагогической компетентности

Заместитель
УМР

директора

по

Заместитель директора по
УМР
Методист
Руководители методических
объединений
9

учителя,
его
мобильности.

социальной

Заместитель директора по
Создание
банка
данных
УМР
эффективности
взаимодействия
5. «учитель-ученик»
как оценки Ежегодно Методист
социально - профессионального
Руководители методических
результата деятельности учителя.
объединений
II. Технологический этап.
Заместитель директора по
Основные
направления
НМР
реализации программы
Методист
Отработка методов, приемов,
Заместители директора по
критериев,
управленческих
1. подходов
УВР
в
реализации 2023«Программы
повышения 2025 гг.
Руководители методических
профессионального
уровня
объединений
педагогических работников»
Заместитель директора по
Апробация новых форм и методов
УМР
изучения
и
обобщения
3.
Ежегодно
педагогического опыта учителя,
Руководители методических
его педагогического мастерства
объединений
Участие
педагогических
Заместитель директора по
работников в профессиональных
УМР
конкурсах,
дистанционных
4.
Ежегодно Методист
конкурсах,
конференциях,
руководители методических
вебинарах,
фестивалях,
объединений
семинарах, мастер-классах.
Проведение
методических
семинаров
«Педагогическое
проектирование:
методология,
теория,
практика»,
Заместитель директора по
«Проектирование
урока»,
УМР
«Рабочая
программа
как
20225. нормативный
документ,
Заместители директора по
2025гг.
отражающий
уровень
УВР
профессиональной деятельности
учителя. Технология составления
рабочей программы», «Система
внутрикомандного
повышения
квалификации в школе» и др.
6. Анализ
Заместитель директора по
эффективности
2023УМР
взаимодействия «учитель-ученик»
2025гг.
в
учебно-исследовательской
Руководители методических
10

деятельности учащихся как нового
подхода к оценке качества
образования
и
в
выборе
предпрофильной
подготовки
учащихся.
III. Рефлексивно – обобщающий
этап.
Структура, методика и механизм 20251. управления
непрерывным 2026 гг.
самообразованием
и
самореализацией
учителя
в
рамках программы.
2. Анализ реализации целей, задач и
результатов
программы
повышения квалификации членов
педагогического
коллектива,
проектирование
деятельности
педагогического
коллектива
школы на новом этапе развития
современного образования.
3. Обобщение и презентация опыта
работы по обновлению целей,
структуры
содержания
образования,
использования
новых технологий в достижении
нового качества образования.

объединений

Заместитель директора по
УМР
Заместители директора по
УВР
Руководители методических
объединений

7. Направления и содержание деятельности в рамках «Программы
повышения профессионального уровня педагогических работников
на период 2022-2026 годы»
Содержание
деятельности
Создание «Программы
повышения
профессионального
уровня педагогических
работников школы»

Формы ПК

Сроки
Планируемые
ПК
результаты
Персональная и/или
2022-2023 Осуществление
групповая работа по
гг.
организационного
освоению и внедрению
этапа реализации
новых образовательных
программы
технологий.
Разработка
стратегических
приоритетов научнометодической работы.
Обсуждение и
11

Создание
управленческих
условий повышения
качества
образовательного
результата

Консультативная
помощь педагогам

Картотека повышения
квалификации

утверждение планов,
создание
индивидуальных
образовательных
маршрутов педагога.
Исследовательская
деятельность учителя.
Отчеты по темам
самообразования.
Разработка регламента 2023-2024 Повышение качества
стимулирующей части гг.
образовательного
оплаты труда.
результата
Проведение
педсоветов, совещаний,
НМС.
Сопровождение
деятельности
творческих групп.
Формирование
мотивационной сферы
учителя.
Руководство
деятельностью учителя
по самообразованию.
Индивидуальные,
групповые
консультации.

В течение Планирование
учебного деятельности
года.
педагога.
Создание
образовательных
программ.
Внедрение в
практику
инновационных
методов обучения.
Проведение
открытых учебных
занятий.
Подготовка
отчётности.
Папка «Перспективный 2 раза в
Создание и
план повышения
год
пополнение данных
квалификации
картотеки об уровне
12

педагогических и
руководящих
работников»

и содержании
курсовой подготовки
педагогических
работников
учреждения.
Банк информации о
Информационный
В течение Формирование и
центрах
стенд.
учебного пополнение банка
переподготовки и
Папка «Информация по года.
данных об
повышении
повышению
учреждениях по
квалификации
квалификации
повышению
педагогических
педагогов».
педагогических
работников
работников
учреждения.
Информирование
педагогического
коллектива об
образовательных
возможностях
различных
учреждений
повышения
квалификации
(содержании
учебных программ и
планов, сроках,
стоимости обучения
и т.п.).
Изучение потребности Анкетирование по
1 раз в Планирование
в повышении
изучению
год.
повышения
квалификации
потребностей и
квалификации
педагогического
запросов в повышении
педагогических
коллектива
квалификации.
кадров и
Коррекция
приобретение
индивидуальных
дополнительной
планов
специальности.
профессионального
развития педагогов.
Организация системы 1.Педагогические
В течение Методическая
и
повышения
конференции.
учебного дидактическая
квалификации
2.Тематические
года.
подготовка
педагогических кадров семинары.
педагогических
3.Методические
кадров
по
объединения.
направлениям
4. Творческие группы.
деятельности
13

Осуществление
наставничества
(тьюторства) над
молодыми
специалистами

Самообразование
педагогов

5.Методические
выставки.
6.Обобщение и
распространение
передового
педагогического опыта.
1.Диагностический
4 раза в
инструментарий.
год.
2.Семинары.
3.Мастер-классы.
4.Круглые столы.
6.Памятки.
7.Открытые уроки.
8.Творческие отчёты.

педагогов.
Развитие мотивации
к
работе
по
самообразованию.

Качественное
развитие
профессиональноличностной
культуры педагога,
обогащение
профессиональных
знаний, умений,
навыков.
В течение Расширение и
учебного углубление професси
года.
ональнометодических знаний
и умений,
совершенствование
уровня предметной
подготовки.
Высокий уровень
достижений в
педагогической
деятельности.

Посещение и
обсуждение открытых
учебных занятий во
время проведения
предметных декад.
Участие в очных,
заочных и
дистанционных
вебинарах, семинарах,
конференциях.
Обобщение и
распространение
педагогического опыта
в публикациях
различного уровня.
Инновационная
Семинары, заседания
В течение
деятельность педагогов методических
учебного
года.
объединений,
творческих групп.
Осуществление работы
пилотной площадки
согласно приказу от
19.09.2024г.№448 «Об
организации
деятельности
стажировочных и
пилотных площадок
опережающего
введения ФГОС ООО в

Оформление папки
«Мониторинг
качества
образовательной
деятельности
педагога на 20212023 гг., на 20232025гг.».
Осуществление
педагогической
деятельности в
соответствии с
требованиями ФГОС
ООО, отвечающей
14

общеобразовательных
организациях
Аттестация
педагогических
работников

Участие в
профессиональных
конкурсах различного
уровня
Оказание методической
помощи в подготовке
выступлений на
семинарах,
конференциях,
педагогических
советах, методических
объединениях
педагогических
чтениях и др.
8.

Консультативная
помощь.
Подготовка
документации к
аттестации.
Аналитическая
обработка материалов
по итогам аттестации.
Конкурсные работы.

запросам
современного
образования.
В течение Успешная аттестация
аттестаци педагогических
онного
кадров.
периода. Умение
анализировать и
прогнозировать свою
деятельность.

В течение Повышение
учебного профессионального
года.
мастерства
педагогов.
Подбор
учебно- В течение Формирование
методической
учебного научнолитературы.
года.
исследовательской
Редактирование
компетентности
материалов
педагогов.
выступлений,
Обобщение
подготовка тезисов и
педагогического
презентаций опыта.
опыта.
Помощь в публикации
статей
и
других
материалов.
Ожидаемые результаты реализации «Программы повышения
профессионального уровня педагогических работников
МБОУ «Кищинская СОШ имени Г.Сулейманова»

Результаты реализации «Программы повышения профессионального
уровня педагогических работников»:
 создание гибкой системы повышения квалификации педагогов школы,
отвечающей запросам современного образования и общества;
 повышение квалификационной категории педагогических кадров
согласно «Перспективному плану повышения квалификации
педагогических и руководящих работников»;
 повышение качества содержания образовательного процесса,
качественных показателей труда педагогических работников и
деятельности школы в целом;
 создание методических и дидактических материалов для системного
повышения квалификации педагогов, а также условий для изменения
статуса учителя на позиции педагога-менеджера, педагога-методиста,
педагога-исследователя;
15

 своевременное выявление профессиональных затруднений педагогов,
предупреждение
негативных
тенденций
в
организации
образовательного процесса;
 обеспечение условий для повышения уровня профессиональной
компетентности педагогических работников и мотивации педагогов к
самообразованию;
 внедрение современных технологий обучения в учебный процесс в
рамках деятельности пилотной площадки по опережающему
внедрению ФГОС ООО;
 формирование профессионального стиля и роста, успешная
деятельность молодых педагогов школы.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(906)4501578

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».