План работы сослабоуспевающими детьми в 2022 -2023 учебном году Цели: ликвидация пробелов у учащихся в обучении по предметам; создание условий для успешного индивидуального развития ребенка. Задачи: — создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности; — пробуждение природной любознательности; — создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к слабому ученику — вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности. Признаки отставания - начало неуспеваемости учащихся 1. Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя. 2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения. 3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы. 4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контро лирует себя. 5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности. 6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов. Основные способы обнаружения отставаний учащихся наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи; вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение; обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает. Основные признаки неуспеваемости учащихся 1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия. 2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков. 3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения. Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику 1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.). 2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности. 3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.). 4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.). 5. Различные формы взаимопомощи. 6. Дополнительные занятия с учеником учителя. Меры предупреждения неуспеваемости ученика 1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока. 2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов. 3. Индивидуальный подход к учащемуся. 4. Специальная система домашних заданий. 5. Усиление работы с родителями. 6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение. 7. Работа с родителями слабоуспевающих детей Работа без привлечения к помощи родителей невозможна. Родительский контроль важен при выполнении домашних заданий, посещений дополнительных занятий учеником, а также для контроля посещения школы. Родители должны приходить в школу по первому требованию учителя, проявлять искреннюю заинтересованность в успехе своего ребенка. Они обязаны помогать в освоении пропущенного учебного материала путем консультаций с учителем – предметником или самостоятельных занятий. Психологическое сопровождение родителей слабоуспевающего ребенка Инструктирование родителей о систематическом выполнении индивидуальных заданий – тренажеров (5 – 10 минут в день) Совместная практическая деятельность слабоуспевающего ребенка и родителей Поддержка родителей слабоуспевающих детей на уровне школы. В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимают родительские собрания по проблемам развития, обучения и воспитания. Для того, чтобы собрания были эффективными, необходимо использовать разнообразные формы общения: круглые столы; информационно-практические беседы; информационные лектории с элементами практикума; обучающие семинары; творческие лаборатории родителей; родительские педагогические тренинги; родительско-ученические мероприятия; План работы со слабоуспевающими учащимися на 2022 - 2023 учебный год Мероприятия 1. Проведение мониторинга знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала с целью определения фактического уровня знаний детей и выявления в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации (текущие контрольные, районные контрольные работы). 2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, встречи с отдельными родителями и учащимися, показывающими слабые знания. 3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. Срок Октябрь - май Ответственные Учителяпредметники Октябрь - май Учителяпредметники Октябрь Ноябрь Январь Апрель В течение учебного года Учителяпредметники 4. Используя дифференцированный подход при организации Учителясамостоятельной работы на уроке, включать посильные предметники индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока. 5. Вести обязательный тематический учет знаний В течение Учителяслабоуспевающих учащихся класса(диагностические карты) учебного года предметники 6. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в В течение Учителярабочих или специальных тетрадях по предмету. учебного года предметники Индивидуальная работа предметных МО, учителей-предметников со слабоуспевающими учащимися 1. Разработка руководителями предметных МО методических октябрь Руководители рекомендаций по ликвидации пробелов в знаниях учащихся. МО 2. Составление плана мероприятий МО по организации ноябрь Руководители индивидуальной работы с учащимися. МО 3. Выявление учащихся, сильно выделяющихся (в слабую Постоянно Учителясторону) на фоне всего класса. предметники 4. Определение причин неуспешностиобучения учащегося по По факту Учителяпредмету. предметники 5. Осуществление диагностики знаний учащегося. Постоянно Учителяпредметники 6. Составление индивидуальных диагностических карт и По факту Учителяпланов работы. предметники 7. Подбор дидактического материала. Постоянно Учителяпредметники 8. Организация индивидуальной работы с неуспевающим Постоянно Учителяучеником в урочное и внеурочное время. предметники 9. Информирование классного руководителя или Постоянно Классный непосредственно родителей о результатах обучения руководитель, учащегося. Учителяпредметники 10. Отчёт учителя-предметника по работе со Ежемесячно Руководители слабоуспевающими учащимися МО, учителяпредметники Работа классного руководителя со слабоуспевающими учащимися 1. Выявление причины неуспеваемости учащегося через индивидуальные беседы. 2. Посещения семьи слабоуспевающего учащегося. 3. Работа с учителями-предметниками по проблемам слабоуспевающих учащихся. Октябрь В течение года Постоянно Классные руководители Классные руководители, соц. педагог Классные руководители, учителяпредметники Классные руководители Классные руководители 4. Проведение индивидуальных бесед с учащимся с целью В течение выявления социальных проблем учащегося. года 5. Контроль посещения уроков слабоуспевающими Ежедневно учащимися (в случае систематических пропусков без уважительной причины постановка на внутришкольный контроль). 6. Индивидуальные беседы с родителями по развитию их В течение Классные ребенка. года руководители 7. Отчет классного руководителя по работе со Ежемесячно Классные слабоуспевающими учащимися. руководители Работа заместителя директора по учебно-воспитательной работе 1. Составление списка слабоуспевающих и неуспевающих сентябрь учащихся. 2. Собеседование с классными руководителями по поводу Ноябрь Информацию согласования и уточнения списка слабоуспевающих и Декабрь предоставляют неуспевающих учащихся. Выяснение причины их отставания. Март классные руководители. 3. Собеседование с учителями- предметниками по согласованию и уточнению индивидуальных планов работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися. В план учителю включить обязательно: 1. индивидуальную работу по ликвидации пробелов. 2. ведение тематического учета знаний слабых детей. 3. ведение работ с отражением индивидуальных заданий. 4. Собеседования с учителями по итогам четверти с просмотром ведения тематического учета знаний и тетрадей с результатами индивидуальной работы с ребенком. 5. Индивидуальные беседы с учителями о состоянии дел у слабоуспевающих учащихся по результатам проведенных контрольных работ (выборочно). 6. Индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками и их родителями о состоянии их учебных дел. Ноябрь Декабрь Март Учителя предметники По итогам четверти Учителя предметники Согласно графика Выборочно, по ситуации Учитель – предметник, классный руководитель Профилактика неуспеваемости Этапы урока В процессе контроля за подготовленностью учащихся При изложении нового материала В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке При организации самостоятельной работы вне класса Акценты в обучении Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания. Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал. Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль. Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.